Пятница, 26.04.2024, 08:34
Партнеры
Наш опрос
Вы знаете о гендерно ориентированном бюджетировании?
Всего ответов: 85
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Главная » Библиотека » Статьи

Современные проблемы социальной политики РФ, актуальные для системы гендерного бюджета в СНГ

статья в формате DOC

Проф. Ржаницына Л.С., ИЭ РАН

Основные вопросы:

  • Принцип сохранения социальных обязательств. Как он выглядит на фоне бюджетного дефицита и политики повышения эффективности экономии социальных расходов;
  • Повышение заработной платы бюджетников, выравнивание ее с средней з/п по экономике с особым увеличением по основным профессиям; 
  • Пенсионная реформа, повышение возраста для женщин;
  • Новые Основы социального обслуживания население, расширение платности;
  • Поддержка материнства, новое пособие для многодетных в невиданных ранее размерах (ПМ ребенка), проблема качества рождений;
  • Совмещение материнства с профессиональной занятостью женщин (адаптация к рынку, переобучение, очередь в детские дошкольные учреждения);
  • Медицина для женщин и детей, новый закон «Об Основах здравоохранения»;
  • Новые технологии в социальной сфере (социальный контракт, материнский капитал, социальные стандарты, ежегодный доклад о положении детей с учетом расходов государства на них). 

Каждая из названных позиций требует внимательного рассмотрения. В кратком варианте остановимся на ряде наиболее значимых финансово – бюджетных аспектах, влияющих на положение женщин.

1. Различия в заработной плате по полу

По данным за октябрь 2011 г. обследования Росстата оплаты труда работников крупных и средних предприятий по профессиям и занятиям женщины в экономике получают 18,7 тыс. руб. в месяц или 68% от заработной платы мужчин. Данный показатель несколько лучше, чем ранее, но хуже, чем в странах ЕС. По данным, полученным Европарламентом, оплата труда мужчин превышает вознаграждение за аналогичный труд женщин на 18%. 

Различия в заработной плате в России мужчин и женщин


Заработная плата по полу, руб. в месяцСоотношение - %
МужчиныЖенщины 
2011 г. 275631871868
2009 г.239461563965
2007 г.179491132663


Для гендерно ориентированной бюджетной стратегии особый интерес представляет отставание в заработках по профессиям учителей, медиков, социальных работников, где, как известно, преимущественно заняты женщины.

В настоящее время властными структурами обсуждается вопрос о повышении заработной платы бюджетникам – в образовании, здравоохранении, социальном обслуживании. Об этом заявил во время своей избирательной кампании избранный ныне Президент В.В. Путин, поставив задачу вывести ее на средний по экономике уровень, а для особо значимых профессии (врачи, учителя) превысить его.

Недавно в Правительстве с участием В.В. Путина (Председатель правительства), Т.А. Голикова (Минздравсоцразвтия), А.Н Фурсенко (Минобрнаука) и Т.Г. Нестеренко (Минфин) состоялось подобное обсуждение в преддверии составления бюджета на 2013- 2015 г.г., хотя соответствующие мероприятия могут продлиться до 2018 г.

Пока контуры достаточно неопределенны. Наиболее ясным является подход к ситуации в медицине. Там предполагается дифференцированное повышение по категориям персонала: 200 % врачам, что предполагает размер выше средней з/п по региону, медсестрам - 100%, младшему м/п предполагается рост на 80%. Средства на эти цели будут выделены региональными бюджетами и субсидиями из федерального бюджета, а также мероприятиями по финансовой оптимизации (индексация страхового тарифа на неработающее население, сокращение совмещения, отмены льгот в связи с аттестацией рабочих мест и пр.).

В образовании выделяется зарплата педагогических работников дошкольных учреждений, выравнивая его с оплатой в школах, которые в свою очередь должны быть увеличены, судя по требованиям профсоюзов в 2 раза. Часть федеральных субсидий следует направлять на ликвидацию очереди в детские сады. Для школ предлагается уже использованный метод, когда часть средств, по госпрограмме «Образование» на модернизацию работы школ, оборудование и прочее уйдет на материальную поддержку учителей. Для роста в начальном и среднем профобразовании намечается привлечь работодателей, для чего предлагается освобождать соответствующие их расходы от налога на прибыль. В вузах планируется поднять заработки профессорско-преподавательского состава до средней по экономике. Должен быть добавлен еще источник доходов – научная деятельность. Здесь также предполагается оптимизация, включая сокращение бюджетного приема студентов из-за сокращения молодежи по демографическому фактору, а также за счет расширения поступлений от коммерческих услуг, реструктуризации фондов заработной платы по категориям персонала (сейчас на преподавателей идет только 30% фонда, намечается не менее 50%) и пр.

2. Законопроект относительно сферы социального обслуживания населения

Главное в концепции закона - сфера соцобслуживания становится платной. В новой системе услуги получает бесплатно только население, чей доход ниже 1,5 ПМ. По данным Росстата за 2011 г., таких людей примерно 22 %. Остальные, в том числе семьи с доходом ниже среднего, должны платить за все виды услуг.

Ранее платным по закону был в основном уход на дому. По - новому закону все виды услуг становится платными, все регионы должны определить не просто стоимость услуги, а установить тарифы на их реализацию, что сути, означает коммерциализацию, бесплатность становится исключением. Тем, кто хочет получить услугу бесплатно, придется доказывать свои доходы, а не статус трудной жизненной ситуации (ТЖС). Она также предусматривается в законопроекте, но норма в 1,5 ПМ ее практически ревизует, ибо трудной жизненной ситуации (ТЖС) уже не достаточно. В итоге возникает реальное противоречие в правоприменении нового закона, а это чревато серьезными конфликтами.

Конечно, социальными услугами пользуется далеко не все население. Тем не менее, среди пользователей есть не только официальные бедные семьи, чьи доходы ниже прожиточного минимума. Есть и те, чье материальное положение, вроде бы, не так плохо, но, тем не менее, не позволяет покупать коммерческие услуги, цены на которые у нас, как известно, «кусаются». Если воспользоваться данными, сообщенными прессе специалистом из Минздравсоцразвития, то речь может идти, по крайней мере, о 10 млн. чел. (нуждающихся в соцзащите 19 млн. чел., из них "платников" 9,5 млн. чел.).

В результате, сильно сократится число пользователей. Фактически каждая конкретная ситуация не укладывается в предлагаемую формулу бедности. Например: отец получает зарплату, но пропивает ее, структура расходов у семей с различным составом даже при одинаковом доходе различна. Медианный доход на душу населения в 2011 г 17 тыс. руб. в месяц, но семье, где появился новорожденный, нужны более дорогостоящие покупки, чем семьям пенсионеров и т.п. 

Как следствие исчезает главное в социальной защите - персональное сопровождение семей в зависимости от их конкретной ситуации в целях ее улучшения, что используется в продвинутых странах как наиболее результативная социальная технология. Документ не позволяет предположить, каковы пути дальнейшего развития сферы, как она будет реагировать на новые вызовы, новые методы управления и т.п.

3. Пенсионная реформа и женщины

Пенсии – суперпроблемная зона для российского населения, прежде всего для женщин, составляющих 57% всех пенсионеров (2009 г.). Человек, выходящий на пенсию, теряет более 60% своего уровня жизни, до того обеспечиваемый весьма скромной заработной платой. Размер средней трудовой пенсии в РФ в 2011 г. - порядка 8,5 тыс. руб., что соответствует всего лишь минимальной норме Международной организации труда (МОТ) и Европейского кодекса социального обеспечения. По их правилам минимум пенсии должен составлять -40% от заработной платы квалифицированного работника. В РФ это соотношение по трудовой пенсии в среднем – 36%, а по самой низкой пенсии – 20%.

Но это – оценки современные, которые на фоне истории вопроса демонстрируют заметные улучшения. А история вопроса с пенсиями в новой России трагична, поскольку, как известно, каждый год неблагополучной жизни пожилого человека может оказаться последним, и он, как никто другой, живет сегодняшним днем. В новой России еще в 2009 г. пенсия. в реальном выражении (с учетом цен) была ниже уровня 1990 г. Заметные изменения начались только в 2008 – 2009 гг.., когда были пересмотрены пенсии старых назначений советского периода(так называемая «валоризация»). В результате, средняя пенсия в 2010 г. увеличилась в 1,5 раза. Это позитивно, но означает, что за все 20 лет новой России пенсионеры получили в расчете на год 1,5% прибавки. Комментарии излишни.

Исходя из такого серьезного роста, сейчас проблемы сфокусированы на необходимость субсидировать Пенсионный фонд из федерального бюджета на сумму в 1,3 трлн. руб. (2011 г.). В связи с этим стоит вопрос об усилении его финансовой устойчивости с обеспечением международных норм замещения утраченного заработка. Понимая структурообразующую для экономических и социальных отношений роль пенсии, необходимы продуманные, научно обоснованные, актуально просчитанные комплексные решения, формирующие государственное регулирование пенсий в проблемных зонах.

Наибольшую дискуссию в гендерном отношении вызывает предложение о повышении возраста выхода на пенсию.

Аргументы «против» повышения: нет финансовой выгоды, существует возрастная безработица (в том числе предпенсионная и молодежная), есть проблема здоровья нации, демографическое отставание в продолжительности жизни, несопоставимы рабочие нагрузки (Европа – 36 часов, мы – 40 часов в неделю, худшие условия труда). Имеется риск снижения производительности труда пожилых занятых, велики социально-политические издержки (до 80% в опросах общественного мнения «против»), наконец, отрицательные высказывания руководства. Аргументы «за» повышение – по факту пенсионеры продолжают работать, это – путь к экономии пенсионных средств, снижения бюджетной поддержки ПФР.

В итоге, по данной позиции научное сообщество резко расколото, и мнение группы экспертов созданной Правительством в связи с корректировкой Стратегии 2020 в части пенсий, об общем согласии на срочное повышение возраста несколько преждевременно. Наши расчеты показывают отсутствие финансовой выгоды от мероприятия для бюджета. Неоднозначна позиция по повышению пенсионного возраста, в первую очередь для женщин. В Великобритании, Австрии, Франции и ряде других стран разница в ожидаемой продолжительности женской жизни и датой выхода на пенсии выше, чем в России. Но вообще-то женщины у нас живут меньше, чем на Западе. ПФР также считает, что с учетом выхода женщин на пенсию на 5 лет раньше, продолжительность жизни на пенсии соответствует европейской.

Поэтому пенсионный возраст рекомендуется повышать не сегодня, как предлагают эксперты ЭГ, а постепенно, исходя из актуарно обоснованного дожития. Причем начинать все больше предлагается с женщин, во всяком случае, поднять им пенсионный возраст до 60 лет. Причем многие заметные женщины поддерживают данную меру с позиции гендерного равенства. На самом деле все это кране неоднозначно. 

Во-первых, Пенсионный фонд и многие экономисты считают, что не выручит данная мера пенсионные финансы. Она позволит покрыть из триллионного дефицита порядка 100 млрд. руб. А в дальнейшем обязательства государства по отложенным пенсиям только возрастут. Во-вторых, более того, остается открытым вопрос о ситуации на рынке труда для пожилых, где сейчас увольняют молодых и для них проблема трудоустроится после учебы. Повышение женского возраста выхода на пенсию как-то противоречит общепризнанной двойной занятости женщин профессиональным и репродуктивным трудом, их занятости на низкооплачиваемых работах с содержанием, не имеющим ничего общего с удовольствием от работы в случае ее продолжения, а также как-то не совпадающим с демографическими установками на женщину с тремя и более детьми, их поощрением за материнский вклад снижением пенсионного возраста и т.п. В-третьих, по международным нормам признается правомерность льгот в пользу « догоняющего пола», которым признаются женщины с их гендерной дискриминацией в области пенсий. Из практики ясно, что одно дело повысить пенсионный возраст преподавательнице вуза, служащей, научной сотруднице, а другой - изработанной за 25-30 лет доярке, ткачихе, маляру. Здесь не избежать дифференцированного подхода.

Видимо, с учетом перечисленных обстоятельств, Правительство РФ пока воздерживается от решения по повышению возраста выхода на пенсию. Таким образом, проблема дефицита бюджета ПФР, видимо, будет решаться другими методами. И необходимо будет оценивать их влияние не только на финансовую устойчивость ПФР (по этому показателю по международному рейтингу Россия находится между ФРГ и США), но особо - на изменение в положении и женщин, и мужчин.

4. Стимулирование материнства, пособие на детей в многодетных семьях 

Субъекты Российской Федерации должны ввести выплату и принять соответствующие законодательные акты, которые касаются семей с тремя и более детьми. Для этого Российская Федерация должна принять закон о потребительской корзине, которая является основой для расчёта прожиточного минимума с 1 января 2013 года. Такой законопроект подготовлен и будет рассматриваться на российской трёхсторонней комиссии.

Намечается выплачивать новое пособие семьям, которые имеют трёх и более детей, исходя из размера прожиточного минимума ребенка, у которых средний душевой доход ниже сложившегося в соответствующем регионе. При этом оно вводится в тех регионах, где суммарный коэффициент рождаемости (количество рождённых детей на одну женщину) ниже, чем в среднем по Российской Федерации. Таких регионов, по данным за 2010 год, у нас 53 (Центр, Северо-Запад, Поволжье частично, Дальний Восток). Средний размер выплаты в расчёт на одного ребенка, – ориентировочно 7 тыс. рублей. Понятно, что он дифференцируется зависимости от природно-климатических условий и уровня жизни.

Поскольку такие выплаты - полномочие субъекта Российской Федерации, но Российская Федерация берёт на себя обязательство субсидировать их в зависимости от уровня бюджетной обеспеченности субъектов РФ. Субъекты Российской Федерации (эти 53) делятся на три категории: субъекты с уровнем бюджетной обеспеченности выше единицы, субъекты с бюджетной обеспеченностью от 1 до 0,7 и ниже, то есть более высокодотационные. В них предлагается свой уровень субсидирования из федерального бюджета.

По оценкам демографов, намеченные меры дадут прирост третьих и последующих рождений в искомый период до 2018 года по отношению к 2012 году на 17–20%, то есть 924 тыс. детей за этот период времени. Будет потрачено более 100 млрд. руб., в том числе из федерального бюджета в 2013-2015 - 38 млрд. руб. При этом в 2016 году выплаты стабилизируются и дальше будут снижаться. Многодетная семья, которая принимает решение о рождении третьего и последующего ребенка, попадает в другую доходную категорию и ее потребление не снижается, как прежде.

Ожидаемые результаты к 2020 г. против 2011 г.- увеличение суммарного коэффициента рождаемости до 1,8 ребенка на женщину, сейчас 1,6. Многодетная семья, как правило, которая принимает решение о рождении третьего и последующего ребенка, попадает сразу в другую доходную категорию и существенно снижает с точки зрения своего потребления.

Однако Минфин не согласен с этим планом Минздрава и предлагает платить не семьям с доходом ниже среднего, а исключительно тем, кто, не имеет прожиточного минимума. 

Это, безусловно, экономнее по расходам бюджетов на пособия/ помощь детству, но в то же время способно увеличивать риск асоциальных рождений, детской инвалидности, семейной бедности и т.п. Здесь, как известно, затраты бюджета уже по другим статьям (пенсии, медицина, социальная помощь). Но Минфин, к сожалению, не смотрит так далеко и так комплексно.

Но пособие – не панацея. Больше надежд на труд и трудовой доход. В этом отношении проектируется усилить профессиональную подготовку и переподготовку женщин, которые имеют детей до трёх лет. По данным Минздрава, желают приступить к трудовой деятельности до окончания отпуска по уходу за ребенком 354 тыс. женщин. Исходя из средней стоимости обучения - около 21,1 тыс. рублей, субъекты Российской Федерации, а это их полномочия с 1 января 2012 года, могут потратить на это 550- 600 млн. руб. По этим нормативам субъекты РФ вполне могут себе позволить эти траты, для того чтобы осуществить профессиональную подготовку и переподготовку женщин, которые хотели бы приступить к работе до окончания отпуска по уходу за маленьким ребенком. К тому же Федерация может оказать финансовую поддержку субсидиями.

Категория: Статьи | Добавил: Galina (17.05.2012)
Просмотров: 12913 | Теги: Россия | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0