Четверг, 25.04.2024, 10:59
Партнеры
Наш опрос
Вы знаете о гендерно ориентированном бюджетировании?
Всего ответов: 85
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Главная » Библиотека » Статьи

О расходах государства на поддержку семей с детьми (программно-целевой "Детский" бюджет)
Л.С. Ржаницына, дэн., проф., ИЭ РАН

Автор с группой экспертов ЮНИФЕМ разработал в 2004-2008 г. новую управленческую технологию программно-целевого планирования бюджета – модель "Социальная бюджетная матрица расходов государства на поддержку материнства и детства (Детский бюджет)" [см. Приложение 1.]. Это было продиктовано переходом на программно-целевой планирование и оценку деятельности органов управления, а также, масштабными задачами в области демографии, улучшении охраны здоровья, поддержки материнства, повышении доходов семей с детьми.

Идея предложенной модели состоит в следующем. Целевые расходы в пользу детей аккумулированы по статьям, программам, межбюджетным трансфертам в части бесплатных услуг, льгот и денежных выплат (пособий и пенсий) из всех источников и на всех уровнях бюджетного планирования – федеральном и региональном. Согласно модельной методологии необходимо сформировать базу для обоснованной экспертизы проводимых бюджетных решений, определения эффективности их исполнения, оценки усилий государственного управления. В современных условиях это затруднено, так как в бюджетном процессе принята отраслевая и ведомственная классификации групп затрат, но отсутствует социальная, выявляющая конечный адрес граждан, получающих бенефиции. В разрабатываемой модели целевой адрес планируемых и проводимых мероприятий и затрат на них становиться прозрачным и отслеживаемым для органов управления и мониторинга общественных организаций в сфере главного приоритета национальной политики: дети – будущее России.

Актуальность использования предлагаемой модели возрастает в связи с переходом к трехлетнему среднесрочному планированию, когда возможно сравнение различных прогнозных сценариев с позиции их вклада в решение острых национальных проблем. Данная модель соответствует и международным обязательствам Российской Федерации по подготовке национальных докладов по улучшению положения женщин и детей в России,  выполнению Целей Развития Тысячелетия ООН (снижение бедности, детской и материнской смертности, усиление равенства мужчин и женщин). Также, положений Пекинской платформы действий, а именно доступности гоударственных ресурсов для женщин с использованием системы гендерного бюджета как метода, признанного на международном уровне. Это очень важно и с позиции реализации Конвенции ООН о правах ребенка, ратифицированной Россией. 

Минфин РФ идеологически обозначил значимость социального подхода в бюджетном процессе в документе "Бюджетная политика 2006–2008 гг.", раздел "Бюджет для граждан", опубликованном при подготовке изменений в Бюджетный кодекс РФ. В 2010 г. Министерство финансов накануне заседания Государственного совета впервые представило данные о расходах государства на детей и семейную политику, примерно на уровне 4% ВВП. В свою очередь в 2010 г. ЮНИСЕФ опубликовал итоги научного исследования, проведенного совместно с Государственным научно-исследовательским институтом системного анализа Счетной Палаты, в нем доля расходов на детей в РФ определяется ближе к 5 % ВВП. Но в обоих документах бюджетные затраты на охрану здоровья матери и ребенка корректно не представлены.

По нашему мнению, указанные попытки имеют существенные недостатки: 
  • нет научного обоснования методологии расчетов;
  • много условностей вместо опоры на четкие первичные данные бюджетной классификации, где адресом является материнство и детство;
  • расчеты не являются стандартизированным процессом, который может выполнить на базе имеющейся информации каждый специалист, для этого нужен весьма подготовленный эксперт, домысливающий недостающие показатели и пропорции. 
Наша модель Детского бюджета и расчеты по ней показали главную трудность – отсутствие необходимых исходных данных вообще, и на федеральном уровне, в частности, ибо ответственность за социальную сферу ныне практически целиком перенесена на региональные бюджеты. Понятно, что сбор региональных данных достаточно затруднен, требуется консолидированный бюджет России (Федерация + субъекты), а наиболее доступным документом его является одна страничка приложения к ежегодному проекту ФБ о расходах по отраслям социального блока. После принятия проекта ФБ, в следующий раз мы можем встретиться с консолидированным бюджетом, в том числе региональной его частью, только в отчете Казначейства, более чем через год, тогда как нужны в первую очередь, проектные предложения – что и где в бюджете надо менять. К тому же для обоснованной базы измерений недостаточно позиций только бюджета, значительную роль играют и внебюджетные фонды государственного социального страхования (Пенсионный – пенсии потерявшим кормильца, детям-инвалидам, Социального страхования – по беременности и родам, по уходу, Обязательного медицинского страхования – затраты на родовспоможение, здоровье детей и пр.) 

Есть и вторая проблема в определении расходов консолидированного бюджета. Надо понимать, что цифры по пособиям, детским, материнским и семейным, пусть с опозданием, но достаточно доступны для экспертов. Но в расходах на услуги для населения доля детей [см. Приложение 2.] не выделяется. Это относится к статьям по образованию (школы, техникумы, ДОУ, дома-интернаты), здравоохранению (расходы на педиатрию, гинекологию, дома ребенка), социальной политике (социальная помощь на детей и пр.), Не распределяются по указанным направлениям и межбюджетные трансферты в проекте бюджета на любой последний год.

Все это было практически выявлено в проекте "Стандарт экономической устойчивости семьи с детьми в Москве", финансируемой Правительством столицы. Он предполагал обоснование размеров заработка работника в семье с ребенком. Определить его невозможно без учета расходов государства на поддержку родительства и детства, что предполагает решение давно назревшего вопроса – сколько стоит типичное содержание ребенка, достаточное для его нормального развития. Пока государственное регулирование доходов ограничивается исключительно нормативами минимального потребительского бюджета, что исходит из принципиально другой задачи – физиологического выживания, снижения бедности. На основе обследования семейных бюджетов Росстата с различным составом семей были составлены соответствующие нормативные бюджеты с учетом необходимых потребностей ребенка – коляска, велосипед, отдых, досуг, частичная плата за образование и медицину, от которой по факту никак не уйдешь и т.п.

В этом формате составление Детского бюджета Москвы показало, как меру вещей, основные направления и акценты, важные для принятия решений в области уровня жизни, трудовых отношений, экономической, демографической, семейной политики, так и методологии дальнейшего совершенствования управления бюджетом в целях повышения его эффективности на базе внедрения программно-целевого подхода организации государственных финансов, официально заявленного Правительством РФ.
 
 * * *
Приложение 1

Примерная бюджетная матрица "Социальные расходы государства на поддержку материнства и детства (Детский бюджет)"
 
Виды расходовИсточники
УСЛУГИ и льготы
Образование (детские учреждения, школы, центры, дворцы, клубы), целевые программы и национальные проект.Все уровни бюджетов
Здравоохранение и физкультура (лечение, профилактика, охрана здоровья детей и матерей, лекарства и соцпакет детям-инвалидам, родовые сертификаты), целевые программы, национальный проект.
Все уровни бюджетов, 
Фонд медицинского страхования
Социальное обслуживание детей (интернаты, приюты, патронат, детское питание, протезирование, льготы на проезд, льготы на жилье, компенсации за детсад, налоговые вычеты, натуральная социальная помощь семьям с детьми и пр.).
Бюджеты территорий
Организация детского отдыха, оздоровление детей 
(загородные и городские лагеря и пр.).
Фонд социального страхования РФ,
Все уровни бюджетов
Организация досуга детей (клубы, детское творчество, кружковая работа, праздники, подарки) и др/Территориальные бюджеты
Вложения в фонд будущих поколений (материнский, семейный капитал).
Федеральный бюджет
ПОСОБИЯ, пенсии, компенсации
Ежемесячное пособие на ребенка.Бюджеты субъектов РФ
Пособие по временной нетрудоспособности по уходу за больным ребенком.
Фонд социального страхования РФ
Пособие по беременности и родам, единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности.
Фонд социального страхования РФ
Ежемесячное пособие по уходу за ребенком (до достижения ребенком возраста полутора лет), единовременное пособие при рождении ребенка и другие родительские пособия.
Фонд социального страхования РФ, федеральный бюджет
Единовременное пособие при передаче ребенка на воспитание в семью, выплаты на содержание ребенка в семье опекуна (попечителя) и приемной семье, заработная плата приемному родителю.Федеральный бюджет, бюджеты субъектов РФ
Пособия при уклонении от уплаты алиментов.Бюджеты субъектов РФ
Пенсии семьям с детьми, потерявшим кормильца, детям-инвалидам, ЕДВ детям-инвалидам.Пенсионный фонд России
Адресные социальные пособия и доплаты малообеспеченным семьям с детьми и др.
Бюджеты субъектов РФ
Межбюджетные трансферты (компенсации платы родителей за детский сад и на другие цели)
Федеральный бюджет

* * *
Приложение 2
Схема расходов на услуги и льготы для детей

Область расходов
Абсолютные расходы бюджета по отрасли – 
млн. руб.
Из них расходы на детей – 
млн. руб.
Доля расходов на детей – 
в % к общей сумме расходов по отрасли
Образование, 
в том числе:
 
 
 
- дошкольное, школьное, первичное профессиональное, среднее профессиональное; 
 
 
- школы-интернаты, дома-интернаты; 
 
 
- дополнительное образование внешкольная работа (досуг, культура и пр.).
 
 
 
Здравоохранение, 
в том числе:
 
 
 
- медицинские услуги, педиатрия, родовспоможение, гинекология;
 
 
 
- дома ребенка; 
 
 
- санаторно-курортное обслуживание, отдых; 
 
 
- физкультура, спорт. 
 
 
Социальная политика
Адресная денежная помощь, льготы и услуги,
в том числе:
 
 
 
- малообеспеченным семьям с детьми;     
- многодетным семьям;
 
 
 
- детям-инвалидам; 
 
 
- беспризорным и безнадзорным детям; 
 
 
- беременным женщинам и новорожденным детям;


- детям-сиротам, семьям с детьми потерявшим кормильца;


- одаренным детям и т.д.



редакция текста: 28 мая 2012 г.

Категория: Статьи | Добавил: Galina (25.05.2012)
Просмотров: 5401 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0